Выбор офиса обслуживания
г. Новосибирск (г.Новосибирск, ул. Добролюбова , дом 10/1)
02.10.2017 Забытые имена. Глава 212. Whitlock

Автомобильная история помнит несколько примеров, когда кузовостроительные фирмы сами становились производителями автомобилей. С ходу можно вспомнить тот же Vanden Plas, более продвинутые фанаты может слышали про такие конторы как Angus-Sanderson и Thrupp &Maberly.

Вот и сегодняшний герой начинал свою историю как производитель гужевого транспорта, его истоки уходят в 1778 год, когда Роберт Уитлок, 26 лет отроду, открыл в Лондоне, на улице Холланд Парк (кстати, сейчас на этой улице проживает чета Бекхемов), контору Whitlock Company по производству повозок. Предприятие более менее просуществовало до начала XIX века, пока у руля не встал Генри Уитлок, родившийся в 1776 году. Под его руководством приходится всеанглийское признание фирмы, которую переименовали уже в Henry Whitlock Co., экипажи типа Виктория, Ландо и Брогем являлись произведениями искусства и стоили баснословных денег. Потомки продолжили славное дело Генри и в 1883 году, участвуя на выставках, на стендах гордо красовалась реклама "Одобрено Королевским Двором". Вскоре на дорогах Великобритании стали появляться автомобили, однако, компания не проявляла пока что к ним интереса.

В 1903 году, наконец, Whitlock начинает изготавливать и продавать автомобили. Правда изготавливать — громко сказано, на деле Whitlock-Century являлись техническими клонами автомобилей лондонской фирмы Century Engineering and Motor Co, на которые Whitlock просто устанавливали кузова собственной работы. Изготавливались последние из алюминия, которым оббивали деревяные каркасы. Машины марки Century оснащались французскими моторами, которые поставляла фирма Aster, трансмиссия имела две скорости, на задний мост шло две цепи, каждая из которых отвечала за свою передачу.

Century 5HP с кузовом тонно, фотографий Whitlock-Century не сохранилось.

Сотрудничество с лондонской фирмой продолжалось не долго, и в марте 1904 года появились автомобили марки Whitlock-Aster. Кузовостроители решили напрямую выйти на моторостроительное предприятие Ateliers de Construction Mecanique l'Aster, вернее на его британского представителя — Aster Engineering
Co Ltd. Теперь шасси были собственной конструкции, двух цилиндровые модели 10НР (1.7л) и 12НР (1.85л) оснастили деревяными рамами, а вот более мощные четырехцилиндровые модели 14НР (2.5л) и 20НР (3.7л) получили стальную штампованую конструкцию. Фирма Aster Engineering Co. Ltd. поставляла не только моторы, но и мосты, трансмиссию и главную передачу. Кузова, естественно, были собственного изготовления. При этом у четырехцилиндровых моделей, рамы были разной конструкции, так шасси модели 14НР были более низкими, в то время как топовая модель имела централизованную систему смазки, которой можно управлять с руля из-за чего кузова размещались на более высоком уровне, ландоле этой модели получило пафосное имя "The Entente Cordiale' ", целью было показать симбиоз передовой французской техники (тогда французская техника ценилась куда больше немецкой) и изысканных кузовных традиций Великобритании.

В 1905 году автомобильное отделение фирмы было переименовано в Whitlock Automobile Company с уставным капиталом в 10 000 фунтов стерлингов, в этом же году компания принимает участие в Турист Трофи, однако довольно безуспешно, машина выбыла из гонки получив в общем зачете 22 место. Всего тогда стартовало 54 экипажа. Модельный ряд пополнился четырехцилиндровой моделью 24НР с 4.85л мотором и 3.2м колесной базой.

Whitlock-Aster 12/14HP принявшая участие в гонках 1905 года

В 1906 году в каталогах появляется самая маленькая модель, которая несет имя собственное — Ideal, это был маленький автомобиль с четырехцилиндровым 900-кубовым мотором, предлагалась она за 200 фунтов, к сожалению информации по ней практически нету, известно только, что двигатель был французским. В этом же году умирает глава фирмы, которого тоже звали Генри, его сыновья решают прекратить производство автомобилей, которые не особо пользуются спросом.

В 1914 году в каталогах Motor Car Red Book, снова появляется уже позабытое имя Whitlock, только на этот раз автомобили этого бренда не имели прямого отношения к семье Уитлок. В 1871 году 23-летний Джозеф Альберт Лоутон открывает в Ливерпуле предприятие по изготовлению гужевого транспорта, вскоре фирма становится самой известной компанией в северной Англии, в основном благодаря инновационным конструкциям, так например они запатентовали экипаж с низким расположением рессорс, что позволило снизить высоту кареты. Дела у фирмы шли прекрасно и как подобает солидной компании у нее был офис в Лондоне, управлял им племяник Джо Лоутона — Уильям Лоутон-Гудман, молодой человек сильно увлекся автомобилями и уговорил дядю расширить бизнес за счет изготовления кузовов для автомобилей марок Panhard et Levassor, Napier и Mercedes, которые их же фирма и продавала в Престон, Оксфорде, Ливерпуле и Манчестере. Однако ретроград Джо Лоутон не любил активной деятельности своего племяника, автомобили были чужды ему, старику нравились хорошие бренди, сигары и спектакли в театре, в то время как Уильям был страстным фанатом автомобилей. Ссоры с дядей ни к чему хорошему не привели, но самым сильным потрясением для Уильяма стало оглашение завещания, в 1913 году, после смерти Джозефа Уолтона, исходя из завещания старик абсолютно всё оставил своему младшему брату, а племянику не оставил ничего, фактически оставил его ни с чем, и официально Уильям Лоутон-Гудман был объявлен банкротом.

Собрав средства он основывает фирму Lawton-Goodman Ltd, однако т.к. он был банкротом и по закону не мог занимать высокие поста в фирмах, директорами он сделал своих сыновей — Томаса и Джозефа Альфреда, полного тезки дяди Уильяма. Тогда же он покупает канувшую в небытие фирму Whitlock Automobile Company, и промышленные мощности на севере Лондона, в Криклвуде. В 1914 году на рынок выводятся два автомобиля под маркой Lowton — 12/16HP (2.4л) и 20/30НР (4.4л), оба мотора были четырехцилиндровыми и закупались у британской компании W.H. Dorman and Co, которая свои первый ДВС стала производить всего два года назад, хотя сама компания вела свою историю с 1870 года. Автомобили внешне были очень похожи на продукцию фирмы Renault, т.к. устанавливали радиаторы за двигателями, по аналогии с французской маркой. К началу 1915 года автомобили были переименованы в позабытую уже марку Witlock, однако вскоре начала Первая Мировая и мирным гражданам стало не до легковых автомобилей, зато появились заказы от военного ведомства, которое остро нуждалась в каретах скорой помощи и грузовиках. Грузовики и кареты скорой помощи строились на шасси самой мощной версии и имели грузоподъемность в полторы тонны, помимо этого мощности предприятия взялись за переделку гражданских машин в кареты скорой помощи, известно что в "скорую помощь" была переделана небольшая партия Rolls Royce Silver Ghost. Кроме этого предприятию доверили изготовление фюзеляжей для самолетов De Havilland DH4.

Whitlock 20/30HP сверху с кузовом лимузин, снизу фургон для газеты Evening News, кареты скорой помощи выглядели практически так же

После войны фирма вернулась к мирной продукции, выпуская штучные экземпляры своих довоенных автомобилей, и в большинстве своём зарабатывая изготовлением кузовов для сторонних клиентов. Только в 1922 году фирма, которая переехала на лондонскую улицу Брук начала работу над новой линейкой автомобилей, уже осенью того же года на Мотор Шоу фирмой Lawton-Goodman Ltd было выставлено три машины модели 11НР: двухместный родстер с тещиным местом сзади, четырехместный турер и закрыток купе Coupe De Luxe. Машина была построена на покупных агрегатах, четырехцилиндровый 1.4л мотор поставлялся фирмой Coventry Climax, вскоре появилась модель 12НР с 1.5л двигателем от British Anzani Engine Co (кстати такие же моторы закупали фирмы Morgan и АС в то время, имею ввиду двигатели обоих брендов).
Whitlock 11HP с двухместным кузовом

Через год модельный ряд расширяется за счет шестицилиндровой модели 14НР с 1750-кубовым мотором фирмы Coventry Climax. Задний мост сначала поставляла фирма Salmons Light Car Co, которая так же была изначально кузовостроительной (вела свою историю с 1830 года), и в в 1923 году начала выпускать автомобили с покупными моторами, однако мосты оказались не столь надежными, и закупать их стали у фирмы Beverley-Bames, которая в небольших количествах выпускала автомобили собственной конструкции с рядными восьмицилиндровыми моторами, изюминкой было верхнее расположение распредвала. В 1924м году автомобили марки Whitlock стали по заказу оснащаться и передними тормозными механизмами, стоила эта опция 20 фунтов, при том, что машины этой марки стоили от 500 фунтов. В 1925 году шестицилндровая модель получила расточенный до 2х литров мотор, и стала называться 16/50НР, четырехцилиндровые модели остались прежними, только 1.5-л модель переименовали в 12/35НР. В 1926 году появилась самая дорогая машина этой марки — 20/70НР с верхнеклапанным 3х-литровым мотором фирмы Meadows, первоначально её продавали только в виде голого шасси, предполагалось, что клиент сам выберет дизайн кузова который можно будет надеть на раму.

В 1927 году в модельном ряду осталась только модель 20/70НР, которая теперь предлагалась заводскими кузовами типа турер, салун (седан), купе, четырех местное купе — Сoupe D'Interieur и седан-ландоле, причем последний вариант был самым дешевым и стоил 700 фунтов, остальные все предлагались за одну цену — 750 фунтов стерлингов. Отличительной чертой автомобилей этого времени становится наличие безопасного лобового стекла и решетки радиатора в стиле автомобилей Bentley, которые кстати были соседями в Криклвуде.

Whitlock 20/70HP Saloon Landaulette 1927 модельного ряда

В 1928м году модель 20/70НР получает новый 3.3-литровый 72-сильный мотор фирмы Meadows, отличный мотор, которым не гнушалась и фирма Lagonda, машины этого модельного года получают серийно спицованные колеса и элегантные кузова типа седан изготавливаемые по лицензии Weymann и купе Sportsman's Coupе, отличительной чертой последнего было наличие треугольного окна сбоку.
Whitlock 20/70HP Sportsmans Coupe

В 1929 году модель 20/70НР получила два варианта колесной базы — Туре А с 2,64 метрами и Туре В с 2,79 метра, выбор кузовов расширился до семи вариантов, машины этого года обзавелись большим количеством хромированного декора, по сравнению с предыдущими версиями 20/70НР
Whitlock 20/70HP Sportsmans Coupe 1929 модельного ряда. Обратите внимание, что с переносом запаски с боку линии кузова визуально стали более стремительными, стойки лобового стекла отделаны хромом.

В 1930 году соседи, в виде фирмы Bentley запрещают использовать решетки в стиле их автомобилей, вместо них стали ставить плоские и радиаторы прямоугольной формы, посреди которой как и прежде красовалась буква W, бренд с самого начала маркировал свои автомобили только одной, заглавной буквой своего названия. Фирма числилась автомобильным производителем еще два года, но в апреле 1932 года умирает 68-летний Уильям Лоутон-Гудман, вместе с отцом его сыновья хоронят и серийное изготовление автомобилей, официально их производство закончилось весной того же года, хотя на мощностях оставалось несколько машинокомплектов, последний из которых был собран в 1936 году, что весьма странно, т.к. фирма продавала эти довольно не плохие автомобили по 450 фунтов, что было ровно в два раза меньше, чем просили за них до официального окончания их производства. С весны 1932 года фирма числилась кузовостроительной, причем изготавливала контора в основном кузова для коммерческого транспорта, во время Второй Мировой предприятие стало заниматься тем же, чем и во время Первой — строить автомобили "Скорой помощи", после войны основой бизнеса стало изготовление кузовов для передвижных магазинов и лавок по продаже мороженного, в 1950-1960е стали изготавливать и тяжелые инструменты под маркой Whitlock.
Единственный сохранившийся до наших дней Whitclock 20/70HP Saloon. Машина из конечной серии, решетка радиатора последнего типа

Эта же машина в другом ракурсе

Последний кузов для фургона был изготовлен на мощностях фирмы в 1981 году, а через десять лет фирма Lawton Goodman Co и вовсе прекратила своё существование.
05.06.2018
Модель Ford Mustang Shelby GT500 удивит соперников отдачей
05.06.2018
Обновлённый Ford EcoSport встал на конвейер в России
05.06.2018
Компания McLaren построит второй производственный центр
05.06.2018
Концерн JLR снова взялся за автопилот для бездорожья
05.06.2018
Спорткары Mercedes-AMG GT отозваны в России из-за ремня
05.06.2018
Хэтчбек Geely Emgrand GS превратился в электрокар GSe
05.06.2018
Кабриолет Skoda Sunroq раскрыл ученический потенциал
05.06.2018
Ford-Cosworth DFV. Полтора десятилетия мирового господства
05.06.2018
Компания Jaguar вернётся к идее гиперкара на батареях
05.06.2018
Король едет. Обзор самого роскошного внедорожника в мире — Rolls-Royce Cullinan. Видео